И я знаю, в чем сила моя!
Анна Киселёва: «И я знаю, в чём сила моя!»
Хотя дерзкое признание прозвучало из уст певицы не от её имени (это заключительная фраза арии из оперетты Франца Легара «Джудитта»), но Анна – в красном платье, с красным цветком в волосах, с красным веером – казалась той самой роковой дочерью цыганки. Зрители-слушатели ловили каждое слово её загадки: «Не знаю, в чём секрет, но все мне так и смотрят вслед!», а потом с восторгом соглашались с разгадкой: «Но лишь польётся песнь моя и зазвенит мой смех, я вижу, чем пленяю я, чем я мила для всех»...
Да это же абсолютная характеристика её – солистки Красноярского театра оперы и балета Анны Киселёвой!.. В этом месте можно бы начать перечисление титулов, ролей, побед на российских и международных конкурсах, но, во-первых, об этом все СМИ – газеты и журналы, радио и телевидение – подробно и многократно информировали общество, а во-вторых, хочется представить конкретно сольный концерт от 27 января в Малом зале. Он был посвящён 10-летию творческого союза Анечки, как с нежностью называют её неисчислимые горячие поклонники, с Красноярским духовым оркестром.
Впрочем, вступление оказалось не песенным и не музыкальным – ведущая Людмила Мазуровская прочитала стихи железногорской поэтессы Нины Гурьевой: «Напой мне в полный голос, Анна, о силе трепетной любви!..» и кратко осветила истоки таланта нашей дивы. Конечно же, они в семейных корнях: Бог поцеловал Аниных пращуров, дедушек и бабушек, маму и папу... Удивительно, что в детстве девочка не пела и в музыкальное училище поступала на дирижёрско-хоровое отделение. Но разглядел же Н.А. Костюков в ней, 14-летней, вокалистку – и вот с конца ХХ – начала XXI века она радует человечество своим волшебным голосом. Лично мне уже в этом январе повезло услышать её дважды – на Бале прессы и сейчас, на дважды юбилейном концерте (Красноярский духовой недавно отметил своё 25-летие).
В благодарность педагогам, коллегам по сцене и публике Анна немедленно подарила всем цветы – «Белой акации гроздья душистые». А из зала под аплодисменты и крики «Браво!» пошли «отдарочки» – букеты, пакеты, поцелуи... Как тут было не развеселиться! Шуточная песенка «Полюбила генерала» началась с назидания: «Говорила мама: не люби гусара! Не люби гусара – он тебе не пара». Продолжение схоже: «Говорила мама: не люби улана – ведь любовь улана вся на дне стакана; не люби драгуна – не твоя фортуна; не люби военных... и т.д.»
В этот день мне не раз довелось увидеть военных – на митинге у памятника на перекрёстке улиц Мира – Парижской Коммуны и в Мемориале Победы, куда солдаты пришли на экскурсию по поводу 75-летия снятия блокады Ленинграда. С замиранием сердца я ждала, что Анна споёт на вечере «Белые панамки». Но она не включила в свой сольник эту пронзительную, рвущую душу песню. И, наверное, была права: 27 января – это ещё День памяти жертв Холокоста, да только в наше тревожное время людей стоит поддержать, утешить, а не сыпать им соль на рану. Но и совсем не поставить в программу хотя бы одну из «Песен нашей Победы» певица не могла. Когда она – как бы мать из дементьевско-мартыновской баллады – кричала «Алексей, Алёшенька, сынок!», кровь стыла в жилах...
После этого взаимного потрясения зал молчал, Анна приходила в себя за кулисами, а на сцене гремел парафраз на темы русских народных песен. По воле дирижёра Виталия Трояна оркестр плавно «состыковывал» «Калинку» с «Из-за острова на стрежень», «Очи чёрные» с «Яблочком», «Выйду на улицу» «С той старинною да семиструнною», а «Вдоль по Питерской» с «Эй, ухнем!». Отлично, по-джазовому, прозвучал в исполнении оркестра утёсовский шлягер. Про себе я проговаривала под музыку знакомый с детства текст: «Старушка не спеша дорожку перешла, её остановил милиционер...»
Потом дирижировала Анна. В смысле, задавала тон хору, который дружно организовался в зале с песней о всеобщей любимице Катюше. Сашу, то есть песню «Саша» из репертуара Изабеллы Юрьевой, народ знает меньше, но слушали её с неменьшим удовольствием. Так же как «Черноглазую казачку», «А снег идёт» и... и на этом русские песни кончились. То есть кончились в программе, а в жизни и в репертуаре Анны Киселёвой их – бездонный кладезь! Но, поскольку она Человек мира и полиглот, вниманию публики были в изобилии предложены «импортные» вещи.
Ведущая перебросила мостик от древнегреческого мифа о скульпторе и его прекрасной модели к пьесе Бернарда Шоу «Пигмалион», а от него к мюзиклу Фридерика Лоу «Моя прекрасная леди», и оркестр под управлением Ильи Богова сыграл фрагмент, в котором все с умилением уловили знакомую жажду «Я танцевать хочу, я танцевать хочу до самого утра!» Анне также близок ещё один бродвейский мюзикл – «Кошки» Ллойда Уэббера. Печальную арию Гризабеллы она очень трогательно исполнила на английском языке. Потом была «Вечная любовь» Шарля Азнавура из фильма «Тегеран-43» – на французском (частично) и бессмертная Besame Mucho мексиканки Консуэло Веласкес Торрес – на испанском. Мексику Anna-kiss (её логин в интернете) любит особо – ведь именно там родилась «Челита». Эта деревенская девчонка, которой «все двери открыты», буквально родственна русской горожанке Ане Киселёвой. Когда она – тоненькая, изящная, озорная – под песню «Целуй меня крепче» (так переводится «Бесамэ Мучо») энергично танцует на сибирской сцене, верится, что это Челита и есть. Недаром именно «Челита» стала визитной карточкой нашей суперодарённой землячки.
Спасибо, Анечка! Гордимся тобой, любим тебя и всегда с нетерпением ждём новых встреч.
Софья Григорьева