Кадетская клятва
Игорь Захаров: Пятилетний итог деятельности «Северного креста»
Так называется Красноярская региональная общественная организация содействия развитию кадетского и Мариинского движения (КРООСРКМД), которая продолжает реализовать планы по совершенствованию системы кадетского и женского гимназического образования в нашем крае: открыты дополнительные классы, всё больше детей социально уязвимых категорий переступает порог учебных заведений, в перспективе – открытие новой женской гимназии в Железногорске.
Об общественной работе и её результатах разговор с руководителем «Северного креста» Игорем Захаровым.
− Игорь Евгеньевич, ваша организация создана более пяти лет назад. Априори общественникам нелегко существовать, если касаться финансовой стороны, и спасительным вариантом является участие в грантовых проектах. Расскажите об этом подробнее.
– Да, мы стараемся активно участвовать в грантовой деятельности. В ноябре завершился срок реализации проекта «Одарённым детям равные возможности», поддерживаемого Фондом президентских грантов. В канун Нового года мы представим итоги работы по проекту «Путёвка в жизнь через кадетство», реализуемому во многом на средства краевой грантовой программы «Партнёрство».
Наша общественная организация создавалась чтобы помогать детям (прежде всего социально уязвимых категорий) поступать в учреждения системы кадетского и женского гимназического образования. Первоначально проект назывался «Одарённые дети с отдалённых территорий», потому как осуществление его мы начали с Хатанги. Позже решили, что «отдалённая территория» – понятие условное. Когда у желающего стать кадетом или гимназисткой-мариинкой ребёнка с непростой социальной судьбой рядом нет компетентных взрослых, кто поможет ему в поступлении? Появилось другое название проекта: «Одарённым детям – равные возможности». Наша позиция: каждый ребенок талантлив, и задача взрослого – вовремя раскрыть его талант. В этом смысле наиболее широкие возможности предоставляют учреждения кадетской системы. Надо понимать, что для ребёнка из состоявшейся семьи не будет трагедией его не поступление – родные помогут, поддержат. Другая история, зачастую с невесёлым финалом, если в учреждение кадетской или женской гимназической системы образования не поступит ребёнок уязвимой категории. И теперь проект именуется «Путёвка в жизнь через кадетство».
− Замечательно, что вы помогаете детям осуществить мечту. А какова статистика поступивших в кадетские корпуса и Мариинские женские гимназии, которых вы сопровождаете по проекту?
– С 2012 года в эти образовательные учреждения поступили 41 «наших» детей. В 2018-м форму кадет и гимназисток надели 13. Как видите, прирост за год существенный – во многом благодаря грантовой поддержке. Два воспитанника уже завершили обучение в кадетских корпусах и успешно получают профессиональное образование в вузах.
− Нередко при поступлении кандидатам не удаётся пройти конкурс в пятые классы, а родители не сдаются и повторяют попытку на следующий учебный год. Сталкивались ли вы с такой практикой?
– И довольно часто. Приводим пример Александра Ивановича Лебедя, который трижды поступал в военное училище и добился своего. Нынче мы помогли поступить в Мариинскую гимназию школьнице, однажды не прошедшей по конкурсу. Она из многодетной семьи, на тестировании первоначально показала достойные результаты, но Правила приёма таковы, что при поступлении важен средний балл табеля. А в общеобразовательных учреждения края по-разному оценивают знания учеников. Иногда преподаватель занижает ребёнку итоговую оценку, что, увы, является решающим фактором при прохождении конкурса в Мариинку или кадетский корпус. Но девочка не опустила руки, улучшала свои знания, в этом году преодолела испытание и была зачислена на вакантное место в восьмой класс Ачинской Мариинки. Есть примеры, когда кандидаты ликвидировали пробелы знаний в дополнительных занятиях с репетитором. Одного красноярца мы около двух лет готовили стать кадетом. Теперь он семиклассник Лесосибирского Кадетского корпуса, у него всё хорошо.
Большинство поступающих в кадетские корпуса и Мариинские гимназии с нашей помощью – дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся в социально опасном положении и др. Детям из многодетной и/или неполной семьи также необходима общественная поддержка. Напомню, что идею о кадетских корпусах и Мариинских женских гимназиях в крае сформулировал губернатор А.И. Лебедь: «Поступление детей организовать на основе конкурса, но вне зависимости от социального статуса или материального положения родителей».
− …О результатах работы по социальным грантам?
– Оценивать себя не очень корректно, однако результатами мы довольны. Более того, прогнозируем увеличение числа, поступающих в эти образовательные учреждения. Должны сработать так называемые «отложенные» эффекты: мы проехали по территориям края, рассказали о наших проектах, обменялись контактами, выстроили взаимодействие на местах, в том числе по вопросам поступления. За пять лет методика отработана, теперь лишь совершенствуется. Приведу пример Хатанги: в начале реализации проекта приходилось подробно объяснять, рассказывать об особенностях поступления, образовательной системы. Сейчас опыт передаётся из уст в уста, вопросами консультации на месте занимаются родители, чьи дети успешно прошли этап поступления, или сами дети во время зимних каникул встречаются с потенциальными кандидатами в кадеты и гимназистки и рассказывают о процессе обучения. Думаю, и в других местах края необходимо создавать «хатангский эффект».
− Над какими проектами ещё работаете?
– Попутно в 2018-м нами реализован ещё один небольшой грантовый проект «Искусство открывает Антарктиду». Мы узнали о предстоящем юбилее – 200-летии открытия Антарктиды русскими мореплавателями Фаддеем Беллинсгаузеном и Михаилом Лазаревым и поддержали инициативу красноярского художника Арсения Милованова, предложившего отметить эту историческую дату. В Канске мы организовали концерт для воспитанников Канского морского кадетского корпуса. Красноярский камерный оркестр под руководством заслуженного дирижёра Михаила Бенюмова порадовал присутствующих своим мастерством. В мероприятии участвовали дети из художественной и музыкальной школ, школы искусств и 17-ти местных образовательных учреждений. Идея конкурса «Моя Антарктида» – объединить талантливых детей, мечтающих совершить открытия или что-то преодолеть.
− Одна из ключевых задач «Северного креста» – поддержка образовательных учреждений системы кадетского и женского гимназического образования. Чего удалось добиться на этом поприще?
– Мы продолжаем отстаивать интересы учреждений кадетской системы. В частности, в прошлом году и нынче удалось открыть два дополнительных класса в КГБОУ «Лесосибирский кадетский корпус» на 22 места каждый. В августе осуществлён добор. Дополнительные классы необходимы – нас догоняет «демографическая волна».
Есть определённые успехи по КГБОУ «Железногорская Мариинская женская гимназия», которая должна открыться в 2019 году. В сентябре подписан контракт на проведение ремонтных работ, подрядчик уже приступил к их выполнению. Недочёты связаны главным образом с проектированием учебного здания, с отсутствием ряда других немаловажных рабочих пунктов, которые не включены в проект – приобретение школьной мебели, благоустройство территории гимназии, приобретение оборудования варочного цеха. Будущая гимназия не имеет статуса юридического лица, что усложняет процесс подбора персонала и проведения конкурса на поступление. Спальное помещение для иногородних решено только как временный вариант для 25-37 человек, что, по нашему мнению, сильно отстаёт от планируемых 180 мест, когда учреждение заработает на полную мощность.
− А каковы цифры предварительного набора в будущую Мариинскую гимназию?
– Планируется набор в 5-й, 6-й, 7-й, не исключено в 8-й и 10-й классы 120 человек. Стоит учитывать, что внимание акцентируется на иногородних кандидатах. Чтобы определить потребность в количестве мест для размещения в интернате гимназисток, мы объявили предварительную запись кандидаток на официальных страницах «Северного креста» в социальных сетях. Необходимо доказательно продемонстрировать учредителю, Министерству образования Красноярского края, потребность в дополнительных местах в интернате. А пока нет проектной документации на реконструкцию здания интерната, нет инженерных изысканий, и комплексное решение вопроса отдвигается ещё года на три. Родители/законные представители, принимая решение о поступлении девочек в КГБОУ «Железногорская Мариинская женская гимназия», должны знать информацию о текущей обстановке и о перспективах.
− Как вы оцените экономический эффект от своей работы в 2018 году?
– Из Фонда президентских грантов и Краевой социальной грантовой программы «Партнёрство» мы получили 2,7 млн. рублей (это бюджетные деньги), привлекли около 0,6 млн. рублей собственных средств, заработанных на коммерческих проектах.
Грантовые деньги – деньги целевые, по каждому проекту есть количественные и качественные показатели: скольким детям помогли мы поступить, сколько теперь наших представителей на территориях и т.д. Попутно удалось на улучшение системы кадетского и женского гимназического образования привлечь около 105 млн. рублей из краевого бюджета: на открытие дополнительных классов в Лесосибирском КК, ремонт учебного корпуса будущей Мариинской женской гимназии в Железногорске.
– Удовлетворены результатами текущей работы?
– Мы рады, что при содействии нашей организации поступили в кадетские корпуса и Мариинки 41 ребенок. Это весомый для общественников результат, учитывая сложность конкурса при поступлении и «финансовую» нестабильность общественной организации в целом. Открытие двух допклассов в Лесосибирском КК позволит 44 воспитанникам продолжить обучение в стенах кадетского заведения. Ожидаем открытия долгожданной, третьей по счёту гимназии на 270 мест... Работать в общественной структуре непросто: нелегко удержать персонал, правильно распределить временные и человеческие ресурсы, отыскать другие возможности для успешной работы. Но сегодня я могу сказать – увлечение «кадетской» темой вышло из разряда хобби и перешло в профессиональный формат.
– Каковы ближайшие планы вашей общественной деятельности?
– Одним из приоритетных направлений, после открытия гимназии в Железногорске, считаю ремонт спортзала в КК Кедрового. Там же необходимо дополнительно открыть три учебных класса для 70 воспитанников. На эти цели потребуется порядка 55 млн. рублей (40 млн. на ремонт спортзала, 15 млн. на ремонт спального помещения для дополнительного набора). Системе уже 20 лет, накопилось огромное количество проблем, требующих решения: где-то обветшала инфраструктура, где-то необходимо заменить технику. На мой взгляд, главная проблема системы кадетского и женского гимназического образования – отсутствие согласованной и принятой концепции её развития. Она необходима, чтобы обозначить действующие вопросы и способы, их решения. Над этим и будем трудиться.
Никита Вальянов